Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные кабинеты отсутствуют в МДОАУ № 69, но обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей-инвалидов.
Для реализации образовательной деятельности в детском саду оборудованы 6 групповых комнат. Созданная развивающая предметно-пространственная образовательная среда МДОАУ № 69 соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в ДОО обеспечивает реализацию образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») При проектировании развивающей предметно-пространственной образовательной среды в образовательной организации учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования к используемым парциальным образовательным Программам, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и пр.). Развивающая предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть образовательной среды, представленная в МДОАУ № 69 специально организованным пространством (помещениями, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в ДОО обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения (музыкальный/физкультурный зал, спортивная площадка), зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.Во всех возрастных группах имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
В детском сааду имеется медицинский кабинет, в котором созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей в том числе детей инвалидов и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого во всех возрастных группах и на участках детского сада и пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на игровых участках каждой возрастной группы находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда МДОАУ № 69 обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены игровые уголки, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, огород, уголок природы и др.). Развивающая предметно-пространственная образовательная среда во всех возрастных группах обеспечивает условия для художественно- эстетического развития детей. Помещения ДОО и прилегающая территория оформлены с художественным вкусом; выделены игровые уголки, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
В группах просматриваются следующие развивающие уголки:
«Уголок безопасности»
Основные задачи: формировать представления об опасных для человека ситуациях в природе и способа поведения в них. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе. Формирование представлений о соблюдении необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.
«Патриотические уголки»
Основные задачи: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры родного города, Оренбургской области.
«Уголки сюжетно-ролевых игр»
Основные задачи: стимулирование активности ребенка в игровой деятельности, обогащение игровых навыков. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
«Уголок экспериментирования»
Основные задачи: Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
«Уголок природы»
Основные задачи: ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, природными явлениями и жизнью, деятельностью человека. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желание беречь ее.
«Уголок математического развития»
Основные задачи: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Развитие познавательной активности, самостоятельности, гибкости мышления.
«Речевичок»
Основные задачи: стимулирование и развитие речевой активности ребенка. Развитие всех компонентов устной речи. Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.
«Книжный уголок»
Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире. Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений. Ознакомление с грамматическими конструкциями связанной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ). Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей на основе литературных произведений. Воспитание культуры речи, речевого поведения, воспитание интереса к чтению.
«Уголок творчества»
Основные задачи: поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности. Формирование навыков изобразительной деятельности. Воспитание эстетических чувств. Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения.
«Уголок театра»
Основные задачи: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
«Музыкальный уголок»
Основные задачи: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами. Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности. Воспитание эстетических чувств. Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.
«Спортивный уголок»
Основные задачи: удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры. Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности. Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий отсутствуют, но в МДОАУ № 69 оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленные для детей-инвалидов: музыкальный зал/физкультурный зал, прогулочные площадки, тропа здоровья, экологическая тропа.
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей. Музыкальный зал оборудован музыкальными инструментами, имеются дидактические и наглядные пособия, игрушки. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование зала: музыкальный центр, пианино, проектор. Созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет успешно реализовывать задачи художественно-эстетического развития и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Физкультурный зал предназначен для проведения занятий по физическому развитию, как с группой детей, так и индивидуальной работы. В физкультурном зале проводятся спортивные праздники, досуги и развлечения, динамические паузы. Зал оборудован разнообразным спортивным инвентарем. Техническое оборудование физкультурного зала: музыкальный центр, проектор. Созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет успешно реализовывать задачи физического развития и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Предметно-развивающая среда спортивного зала в детском саду необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функции. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия.
Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов: содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Созданная предметно-развивающая среда не только позволяет успешно осуществлять музыкальное воспитание дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.
Библиотека
О библиотеке, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОАУ № 69
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДО можно условно разделен на 4 раздела и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОО, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам:
- «Физическое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Познавательное развитие;
- «Речевое развитие».
- «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя», «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», «Музыкальный руководитель» «Нормативные документы».
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам.
Ведется систематический каталог журнальных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд учитывается.
Спортивные объекты
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОУ, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание предметно-пространственной среды физкультурного зала. В физкультурный зал , который не только заполнен необходимым оборудованием, позволяющим увлечь ребят двигательной деятельностью, но и привлекает своей яркостью, оформлением, ребятам всегда захочется вернуться. Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятие, его разнообразие позволяет увлечь двигательной деятельностью, а творческий подход педагога, обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям в физкультурном зале. Построение развивающей среды в физкультурном зале с учетом всех принципов. Обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности , помогает формированию личности, развитию двигательных способностей, овладению разными способами двигательной деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает чувства радости, эмоционально – положительное отношение к двигательной активности.Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых воспитатель осуществляет обучающее воздействие (образовательный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлении для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, видеозанятия. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия; наглядность должна быть эстетически выполнена; также она должна видна, хорошо привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
В ДОО используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения)
Визуальные (зрительные):
- таблицы;
- карты;
- картины;
- натуральные объекты (на уроке биологии);
- модели, муляжи, макеты;
- магнитные доски.
Электронные образовательные ресурсы:
- мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
- сетевые образовательные ресурсы
- электронные журналы.
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр;
- наушники
- микрофон
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
- презентации
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютер;
- мультимедийное оборудование;
- проектор;
- телевизор.
Спортивное оборудование:
- тренажеры
- гимнастическое оборудование
- спортивные снаряды
- мячи, скакалки, обручи и т.п.
О средствах воспитания
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:
- оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
- содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно - образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно - образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- Отсутствует парковочное место для стоянки транспортного средства инвалида – колясочника;
- Вход в детский сад оборудован пандусом;
- При в ходе в детский сад расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал, гардероб;
- На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната;
- Здание МДОАУ № 69 оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
Специальные условия питания
О специальных условиях питания
Для обучающихся детей – инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья организовано бесплатное питание в детском саду.
ДОО обеспечивает полноценное сбалансированное пятиразовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОО по утвержденным в установленном порядке нормам.
Питание детей в ДОО и организация питьевого режима осуществляются в соответствии с требованиями Санитарными правилами.
Пищевые продукты, поступающие в ДОО, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
В рацион питания ДОО включены все основные группы продуктов:
мясо и мясопродукты;
рыбу и рыбопродукты;
молоко и молочные продукты;
яйца;
пищевые жиры;
овощи и фрукты;
крупы, макаронные изделия и бобовые;
хлеб и хлебобулочные изделия;
сахар и кондитерские изделия.
Весь цикл приготовления блюд осуществляется на пищеблоке. Имеется отдельный продуктовый склад для хранения продуктов. Пищеблок размещается на первом этаже, имеет отдельный выход и полностью оснащен оборудованием в соответствии с нормативными требованиями. Продуктовый склад также оснащен холодильниками, морозильниками и другим необходимым оборудованием.
Контроль и ответственность за качество питания, его разнообразие, витаминизацию блюд, закладку продуктов питания, кулинарную обработку, выход блюд, вкусовые качества пищи, за санитарное состояние пищеблока, правильность хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего и работников пищеблока.
Ведется необходимая документация, осуществляется систематический контроль за организацией питания в соответствии с нормативными документами.
Раздача пищи осуществляется согласно графику выдачи готовой продукции с пищеблока в посуду соответствующей маркировки.
Питание в детском саду организовано в групповых комнатах. При организации питания детей создается благоприятная эмоциональная обстановки в группе. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МДОАУ № 69 создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, детей – инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания обучающихся;
• определение оптимальной учебной нагрузки, режима занятий;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний, для занятия ими физической культурой и спортом;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусматривается
Специальные технические средства обучения
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Вопрос наличия специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день стоит особо актуально. «Уголки уединения» помогают снять эмоциональное напряжение, нервное напряжение и тревожность. Перед входом в детский сад имеется контрастная разметка лестниц, указывающая границы лестниц. В группах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения.
В ДОО создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья: в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: музыкально- физкультурный зал.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат не предусмотрено